Годовой обзор молочного рынка

Milknews представляет большой отчет по рынку молока и молочных продуктов за 2018 год, подготовленный компанией Deloitte совместно с Национальным союзом производителей и переработчиков молока («Союзмолоко»).

1. Производство

Производство молока в хозяйствах всех категорий по итогам 2017 года достигло рекордных за последние несколько лет значений — 31,1 млн. т (+1,2% по сравнению с 2016 годом).
Однако если оценивать производство товарного молока (именно оно поступает на переработку), то мы видим, что по результатам 2017 года его производство составило 21,4 млн т (рост на 3,7% по сравнению с 2016 годом). Среднегодовые темпы прироста за последние 5 лет составляют 3%.

Российское производство молока находится на среднем уровне эффективности — сказывается высокая стоимость капитала, ограничивающая развитие, что приводит к высоким издержкам производства по сравнению со странами, которые экспортируют молочные продукты в Россию. В результате рынки сырого молока и переработанных молочных продуктов по-прежнему сильно зависят от цен импорта. 50 крупнейших ферм, которые в настоящее время составляют 4,8% от общего объема производства молока, будут продолжать расти и увеличивать свою долю на рынке. Хорошие финансовые показатели в молочном секторе в 2017 году могут стимулировать интерес инвесторов и деятельность по консолидации рынка в этом секторе в 2018 году.

2. Маржинальность


Сравнивая показатели операционной маржи производства молока 28 стран Евросоюза и России, важно понимать, из чего они складываются. Например, в общей структуре затрат затраты на корм в России в 1,5 раза больше, чем в Европе, на оплату труда — в 2 раза больше. Это говорит о том, что по отдельным направлениям затрат необходимо работать над эффективностью.
При этом в структуре прибыли компаний-производителей молока примерно 5-9% (в зависимости от года) относятся к молочным субсидиям, отражаемым компаниями в прочих доходах. Это приводит к тому, что у данной отрасли операционная маржа ниже, чем рентабельность по чистой прибыли. Без эффекта указанных субсидий маржинальность производителей молока в среднем за 2016-2017 годы составляет 7%.

3. Потребление и самообеспеченность


Потребление молока на душу населения в 2017 году составило 233 кг при рекомендованной норме 325 кг, что связано как со снижением уровня общих ресурсов молока и молокопродуктов, так и с удорожанием молочной продукции в условиях снижения реальных располагаемых доходов населения.

4. Надои и поголовье


Ежегодное падение численности поголовья коров связано с замещением неэффективных пород коров на племенные молочные породы, что позволяет увеличивать надой на одну корову. За восемь месяцев 2018 года надой на одну корову в сельхозорганизациях за восемь месяцев составил 4406 кг, что на 2,4% выше аналогичного периода 2017 года. Показатели могли бы быть выше, если бы не статистика по личным подсобным хозяйствам (ЛПХ). Доля товарного молока в ЛПХ – 30%.

5. Импорт

Мировые цены на молочный жир и белки продолжают влиять на российский рынок, несмотря на встречные санкции. Доля импортируемых перерабатываемых молочных продуктов из Беларуси и от других поставщиков остается высокой, поскольку общая мощность всех молочных ферм России не может удовлетворить существующий в стране спрос.

6. Внутренние факторы влияния

1. Эффективность производственных процессов

  • Количество произведенной продукции в соотношении с трудозатратами.
  • Продуктивность животных.
  • Затраты корма для получения молока.
  • Количество прибыли на единицу затрат.
  • Трудоемкость процесса.
  • Прибыль и себестоимость.
  • Срок окупаемости капиталовложений.
  • Рентабельность производственного процесса.

2. Эффективность трудовых ресурсов

  • Нехватка квалифицированных кадров.
  • Большое количество ручного труда.
  • Низкие зарплаты в отрасли.
  • Отсутствие мер экономического стимулирования работников животноводства за повышение молочной продуктивности и улучшение качества молока.

3. Эффективность менеджмента

  • Нехватка квалифицированных управленческих кадров.
  • Необходимость формирования привлекательного имиджа сельского хозяйства для привлечения сотрудников.

4. Техническая оснащенность

Внедрение более совершенных систем автоматизации в молочной промышленности сложно переоценить. Так, они позволяют полностью заменить человека при выполнении рутинных, монотонных ручных и в санитарном отношении неблагоприятных операций, улучшить качество продукции и более оптимально использовать производственные ресурсы.

Пути повышения технической оснащенности включают в себя следующие:

  • роботизированное доение;
  • беспривязная технология;
  • компьютеризованные линейные доильные установки;
  • автоматическое управление режимами работы исполнительных органов машин с учетом физиологических требований животных на каждом этапе осуществления ими физиологических функций — отдых, молокообразование, молоковыделение, потребление кормов и воды;
  • создание и применение автоматических роботов для чистки стойл, кормовых и навозных проходов, кормления крупного рогатого скота, производства комбикормов и т.д.

5. Эффективность технологии

  • Генетический потенциал (селекционная и племенная работа).
  • Продуктивность (изменения, связанные с возрастом, доением, массой коровы, лактацией, содержанием, кормлением, качеством корма).
  • Половозрастная структура стада.
  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
  • Устройство теплого удобного ложа для животных; устранение стрессов; доение установками с регулируемыми параметрами; обеспечение оптимальных параметров микроклимата в помещениях для отдыха.
  • Совершенствование системы кормления молочного скота. Применение сбалансированных кормовых смесей, нормированное кормление. Нужна инновационная техника — мобильные электронные взвешивающие устройства, дозаторы, смесители и кормовыдающие системы.

7. Внешние факторыПриродные

  • Территориальный разрыв между производителями и потребителями. Из-за этого возникает проблема сохранения свойств молока при поставке на перерабатывающее предприятие.
  • Сезонность продукции, которая приводит к недостатку молока в осенне-зимний период и становится одной из причин колебания рыночных цен.
  • Кормовая база для пастбищных хозяйств.
  • Климатические условия.

Экономические

  • Высокая волатильность цен на рынке сырого молока, которая снижает экономическую устойчивость как производителей, так и перерабатывающих предприятий, что в итоге ведет к снижению потребления молочной продукции населением.
  • Рост себестоимости производства молока, приводящий к еще большему росту цен. Рост цен на сырое молоко обусловлен рядом факторов: это рост цен порядка 30-50% на кормовые добавки, премиксы, на средства защиты растений от 30% и выше, рост цен на отечественные минеральные удобрения. Также это связано с подорожанием на 50% сельхозтехники, применяемой для заготовки кормов; запчасти для комплексов, снабженных импортными доильными установками, приобретаются по курсу доллара, это касается также моющих средств и обслуживающего материала.

8. Динамика цен

9. Госрегулирование


Государственная поддержка молочного скотоводства является важным фактором повышения эффективности отрасли, так как она направлена на внедрение инновационно-инвестиционных проектов, совершенствование кормовой базы, а также на развитие воспроизводственных процессов.
Субсидии. С 2017 года отдельной строкой в бюджете выделяется только предоставление субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве.
Доктрина пищевой безопасности. Была утверждена в 2010 году, срок действия — до 2020 года. Основной критерий оценки состояния продовольственной безопасности — удельный вес отечественного продовольствия в общем потреблении. На текущий момент плановые значения достигнуты или превышены по всем продуктам, кроме молочных (обеспеченность в 2017 г. — 82,4% вместо 90%) и соли. В феврале 2018 года было объявлено о том, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации подготовило новую редакцию документа с обновленными показателями. Для молока показатель останется прежним — 90%. В Минсельхозе рассчитывают, что в ближайшие шесть лет Россия сможет выйти на показатели доктрины продовольственной безопасности по молоку.
НДС. Молочная отрасль очень чувствительна к любым изменениям, особенно к таким, как рост налоговой ставки, что негативно отразится на уровне потребления молочной продукции населением с низким уровнем дохода.

10. Тренды и стратегии

Производитель:

I. Профессионализация сельского хозяйства

  • Преимущество новых технологий. Технологии и цифровизация сельского хозяйства предоставляют производителям осуществлять мониторинг и контроль процессов в режиме онлайн.
  • Рациональная интеграция технологий в операционные процессы. Максимально эффективное использование данных, полученных и накопленных в ходе мониторинга.
  • Эффективное управление денежными потоками. Необходимость четкого представления о прибыльности и факторах, влияющих на прибыль.

II. Волатильность и риск

Управление волатильностью. Во время неустойчивых цен на первый план у производителей выходит стратегия оптимизации затрат (в первую очередь, затрат на корм) вместо стратегии масштабирования (расширения производства).

Переработчик:

I. Адаптация к новому типу потребителя

  • Здоровье и благополучие.
  • Спрос на «чистую этикетку».
  • Спрос на органические продукты и продукты без содержания ГМО.
  • Здоровое старение. Взрослые потребители также демонстрируют интерес к диете на основе молочных продуктов, в том числе для предотвращения дряблости мышц.
  • Рост рынка диетического питания представляет другую возможность для молочной отрасли. Такие ингредиенты, как казеин и белок часто используют для лечения в связи с недоеданием.

II. Инновации

  • Инновации для максимизации
  • прибыли.
  • Сотрудничество между переработчиками, ритейлерами
  • и потребителями для адаптации продукта к целевой аудитории и популяризации молочной категории.
  • Инновации в глобальном масштабе

III. Надежная и безопасная цепочка поставок

С надежностью и безопасностью поставок в молочном секторе связаны серьезные риски. Короткие сроки хранения и большое количество поставщиков увеличивают вероятность дисбаланса в обеспечении локального потребителя.

На данный момент имеется несколько проблем, которые встают перед переработчиками молока при транспортировке:

  • увеличение сложности цепочки поставок;
  • необходимость контроля над каждой стадией производства;
  • адаптация к новым условиям (предпочтение местных продуктов, забота об окружающей среде и т. п.)

В качестве решения этих проблем «Делойт» предлагает использование технологий, позволяющих отслеживать продукт от места его происхождения до доставки конечному потребителю.

Производитель и переработчик:

«Экологизация»
Давление со стороны регулирующих органов, некоммерческих организаций и потребителей. Внедрение целевых показателей по выбросам углекислого газа и утилизации пищевых отходов.

«Зеленые» технологии. Например, технологии по переработке метана, вырабатываемого скотом.
Создание имиджа экологичного предприятия как стратегия продвижения бренда.

Ритейлер:

I. Адаптация предложения к спросу

  • Размещение скидок и специальных предложений. После кризиса потребители менее лояльны к брендам и более лояльны к цене, что делает стратегию более привлекательной.
  • Персонализированные предложения. Потребители все чаще ожидают предложений, рассчитанных специально для них.
  • Рост спроса на местную продукцию, связанный с обеспокоенностью потребителей качеством продукции, а также с ростом социальной значимости поддержки местной экономики.
  • Использование больших данных позволит анализировать поведение потребителей и настраивать предложения для целевой аудитории.

II. Многоканальная торговля

Мобильная и онлайн-торговля. Современные покупатели ожидают, что смогут делать покупки в любое время и в любом месте.
Рост количества магазинов «у дома». Для того чтобы снабжать эти небольшие магазины, которые располагают маленькими складами, основная распределительная сеть должна обладать способностью соответствовать спросу и предложению с быстрым пополнением запасов.

11. Заменители натурального молока

Одной из тенденций на мировом рынке молока является рост потребления растительных аналогов животного молока — напитков, изготовленных на основе сои, миндаля, кокоса и т. п.

Согласно прогнозам экспертов, до конца 2022 года рынок растительных заменителей коровьего молока будет прибавлять по 7,1% в стоимостном выражении. Самый большой рынок растительных напитков сформировался в Северной Америке. Потребители из США и Канады активно пробуют такие напитки и часто отказываются от животного молока. В 2017 году продажи на американском рынке составили 2,1 млрд долл. США. За пять лет продажи в сегменте выросли на 61%, в то время как показатели коровьего молока, напротив, снизились на 15% с 2012 года и составили 16,2 млрд долл. США.


Причины роста спроса на растительное молоко:

1. Увеличение дистрибуции категории.

В 2018 году — 23% крупных розничных сетей России продают растительное молоко, против 14% в 2017 году.

2. Средняя цена на альтернативные виды молока за год снизилась на 14% до 239 руб. за литр.

3. Расширение сегмента потребителей, которые по диетическим соображениям отказываются от традиционного молока.

Потребители в России, как и в мире, начинают больше интересоваться растительными аналогами животного молока. Это связано с расширением предложения таких продуктов в магазинах и модой на здоровый образ жизни. Продажи растительного молока в крупнейших розничных сетях России растут трехзначными темпами: в первом квартале 2018 года продажи прибавили 154% в натуральном и 119% в денежном выражении. Всего российские потребители за 2017 год выпили 1,7 млн литров молока растительного происхождения. Потребление традиционного пастеризованного молока в России за тот же период снизилось на 1,1% в натуральном выражении и стагнировало на уровне +0,4% в денежном.

Ника Виноградова
Источник: DairyNews.ru