Госдума РФ сомневается в целесообразности аукционов в рыбной отрасли

История вопроса квот и аукционов в сфере рыбопроизводства, на самом деле, не свежа. Начало этим действам было положено еще в конце 90-х годов прошлого века. Тогда правительством было принято решение о том, что процесс вылова рыбы необходимо контролировать.

Краткий экскурс в историю

На рубеже 90-х и нулевых годов у рыбопромышленников появилась такая вещь, как “квота”. Её целью являлся контроль за объемами уловов и популяции рыбы. Для того, чтобы вылавливать и распространять добычу было необходимо получить у государства ту самую квоту, которая на тот момент распределяла объемы между предприятиями ежегодно. Но уже в начале 2000-х эта система претерпела некоторую модернизацию — теперь квоту можно было получить только на аукционе.

С момента, когда многие рыбопромышленники начали получать квоты именно по такому принципу (а это уже 2003 год) они имели срок в 5 лет и спустя это время, при условии соблюдения объемов, квоты перераспределялись уже между именно этими компаниями. На этот раз перераспределялись уже на 10 лет. Этот срок начался в 2008 году, следовательно, в этом году рыболовов ждет очередное перераспределение.

Механизм, работающий 15 лет назад рабопромышленники стали называть “историческим методом”. И так, представители отрасли рассчитывали, что следующее “историческое” перераспределение произойдет в январе 2019 года, но прием заявок стартует уже в апреле 2018. И именно сейчас появляется идея вновь изменить механизм распределения.

Что происходит сегодня

А сегодня выступают вперед лидеры производства, которые стремятся сделать свою работу более финансово “интересной”. Ими было внесено предложение изъять из системы квоты на вылов краба и поставить их на аукцион, который будет работать по логичному принципу — кто больше заплатил, тот и получает. Но, люди, работающие в сложившийся ранее системе уже годами привыкли к ней и готовились к стандартному перераспределению — вкладывали деньги в суда, обзаводились новыми кредитами на производство, наращивали обороты.

И на этом моменте в игру вступает правительство РФ, которое говорит, что принцип аукционов чреват экономическими проблемами.

“По данным представителя судостроительной отрасли, всего законтрактовано строительство 40 судов и судьба значительной части этих проектов под вопросом”

Почему — спросите Вы? Да потому что из-за аукционов рыболовы попросту “спустят» все финансы на квоты, которые ранее были предусмотрены для реализации. Уже сейчас все, кто в теме, бъют тревогу, стараются просчитать все риски и минимизировать проблемы, но, увы, это невозможно.

Инициаторы сей идеи не остаются в стороне и аргументируют свою позицию следующим образом:

“В мае 2017 года, когда было продано с торгов право на вылов всего 5 тысяч тонн краба (при потенциале в 60-70 тысяч тонн) в бюджет было перечислено порядка 25 млрд рублей. Эта сумма примерно равна налоговым поступлениям от всей рыбной отрасли за год”

Эффект домино

Те, кто не на шутку обеспокоен вопросом аукционов придерживаются мнения, что с такими порядками рыбная отрасль будет жить одним днем. Гиганты останутся на своем месте и будут пополнять свою казну, а вот всем остальным придется посторониться или просто обанкротится.

Без работы рискуют остаться моряки и судопроизводители. Сокращение числа рыболовов повлечет сокращение и необходимости в их услугах — заморозится производство судов, а это потеря многих рабочих мест.

“Если государство выручило 25 млрд рублей за продажу с аукциона право на промысел 5 тысяч тонн краба, вовсе не значит, что за 60-70 тонн государство получит 300 млрд руб”

Более того, государство понесет убытки в том числе. Если та или иная компания не получит пролонгацию квот по историческому принципу, то кредитование всей сферы просто схлопнется, и те налоги, которые с тех самых кредитов должны оказать у правительства — канут в бездну. А это, если взять за пример 2016 год, 42 млрд рублей.

Так и получается, что по мнению меньшинства — экономически продуманная инициатива ведет в небытие всех, кроме, самого меньшинства, работающего с огромными оборотами.

А как же доверять?

С комментарием по данному вопросу выступает автор проекта — сенатор комитета Госдумы Елена Афанасьева, проект преследует наставления президента РФ Владимира Владимировича Путина о том, что бизнес и экономика в стране должны строиться по принципу доверия, но доверие — штука, требующая времени:

“Доверие складывается годами, а разрушить его можно за мгновение. Бизнес должен доверять государству, если мы хотим от него получить социальные гарантии, социальное развитие территорий, новые рабочие места и нормальную, достойную оплату труда”

Однако, гарантом доверия, по идее, должна служить стабильность, а не очередные потрясения, тем более, пророчащае такие риски и убытки для всех участников рыбопромышленной сферы.

  • 5 / 1