«История с коронавирусом не закончится в ближайшее время» — Артем Белов

Прогнозы о стабильной ситуации в молочной отрасли рухнули. Ген. директор «Союзмолоко» Артем Белов рассказал к чему стоит готовиться.

Ситуация с распространением коронавирусной инфекции в мире повлияла на все сферы бизнеса, и конечно же не могла обойти стороной молочную отрасль. Ситуация на рынке молока в России и мире меняется, многие прогнозы пересматриваются, вырабатываются пути решения возникающих проблем. Вот прогнозы эксперта в молочной отрасли:

«Если в конце прошлого года, прогнозируя развитие молочной отрасли на 2020 год, мы исходили из того, что ситуация в индустрии будет относительно стабильной, то за последние три месяца все кардинально изменилось.

Сейчас определяющим фактором является ситуация с распространением коронавируса, которая будет влиять на развитие молочного рынка на протяжении всего 2020 года. Важно понимать, что история с коронавирусом не закончится в ближайшее время. К тому же не стоит исключать вероятность второй волны пандемии, к которой нужно быть готовым.

Если говорить о том, как коронавирус повлиял на молочный рынок, то следует выделить два основных тренда.

Во-первых, серьезно сокращается потребление молока и молочной продукции, особенно в тех странах, где значительная часть потребления приходилась на сегмент HoReCa и пищевую индустрию, так называемый food service. Так, например, в США 60% сыров потреблялось именно в этом сегменте. Поэтому сейчас там наблюдается очень серьезное падение спроса и, соответственно, падает спрос на молоко, что серьезно влияет на ситуацию с ценами. В США цена на сырое молоко с ноября-декабря прошлого года упала почти на треть из-за падения спроса. Цена на сырое молоко в некоторых европейских странах опустилась до 13-15 рублей, на масло – до 200-220 рублей.

Во-вторых, мы видим повышенный спрос на целый ряд потребительских продуктов с длительными сроками хранения. Если обратиться к аналитическим данным по странам Европы за март-апрель текущего года, то можно увидеть, что спрос на молочную категорию, в первую очередь такие “долгоиграющие” продукты, как масло, сыры, ультрапастеризованное молоко, вырос в зависимости от региона на 25-30%. Однако насколько долгосрочной будет эта тенденция – большой вопрос. Есть ощущение, что уже в апреле пик спроса будет пройден, и он начнет снижаться. В России наблюдается аналогичная ситуация – в марте и апреле зафиксирован 25-30% рост спроса на готовую молочную продукцию.

При этом интересно, что в список десяти самых востребованных потребителями товаров (по темпам прироста) она не вошла. Что касается потребительских ожиданий, то сейчас российские покупатели настроены в основном негативно, смотрят в будущее без оптимизма.

По данным Gfk, 56% россиян ожидают ухудшения своего материального положения в ближайшие 12 месяцев, 24% сильно обеспокоены кризисом, который наблюдается в компаниях, где они работают, 20% коснулось снижение заработной платы. Также более половины россиян ожидают роста цен на продукты, 40% ждут падения рубля, треть опрошенных прогнозируют рост безработицы. Все эти факторы важны, так как настроение покупателей непосредственно влияет на их потребительское поведение.

Ситуация с короновирусом формирует новую реальность в торговле, логистике, производстве. Растет доля онлайн-продаж. Вслед за меняющейся моделью потребительского поведения меняются логистические цепочки. В молочной индустрии можно ожидать ускорения процессов консолидации. При этом главный риск для индустрии — снижение спроса, который может происходить на фоне продолжающегося роста объемов сырья, увеличения запасов “долгоиграющих” молочных продуктов, роста себестоимости. И в этой ситуации в выигрыше окажутся те, кто готов меняться и приспосабливаться к новой реальности, кто сумел выстроить хорошие отношения со своими потребителями, работает над издержками и имеет внятную стратегию развития» — заключил Артем Белов.

С уважением к Вашему делу, Ника Черемухина

Источник: Milknews