Комментарии ЦРПТ к интервью с ООО «Курское молоко»

После выхода интервью о том, как проходит пилотный проект по маркировке в ООО «Курское молоко» опубликованное 27 января 2020 года, представители ЦРПТ дали свои комментарии нашему журналисту.

Константин Горин, технический директор в ООО “Курское молоко” рассказал нашей редакции о том, как у них проходил пилотный проект по маркировке готовой молочной продукции и почему молочная отрасль не готова к 1 июня.

-Константин, здравствуйте. Насколько я знаю ваше предприятие «Курское молоко» приняло участие в пилотном проекте по маркировке готовой молочной продукции. Так ли это?

-Ника, здравствуйте. Да, все верно.

-Сколько длилось тестирование маркировки на вашем предприятии?

-Тестирование проходило в 2 этапа, каждый из которого был примерно 4 часа. Сначала к нам приехал представитель “Честного знака”, и специалисты компании Омрон. И через 2 месяца к нам снова приехали “интеграторы”, так они себя называют. И в принципе всё. Никакой больше информации нет: о стоимости работ, о возможности установки этой системы на нашем предприятии нам ничего неизвестно.

КОММЕНТАРИЙ:

На этом предприятии, в частности, тестировали работу с кодами маркировки, напечатанными в типографии в процессе изготовления упаковки. Эта технология не требует модификации производственных линий, только проверки принципиальной возможности установки оборудования для проверки кодов на этапе упаковки продукции. Именно поэтому стало возможным проводить оперативные тесты, чтобы не прерывать производственный процесс. Конфигурация этого решения может быть различной сложности, в зависимости от пожеланий производителя. 

Проектирование и расчет стоимости решения для конкретного производства – это вопрос договорных отношений предприятия и поставщика, которого он выберет. Непосредственно ЦРПТ не оказывает услуг по интеграции маркировки, но мы предоставляем возможность производителям выбрать из нескольких десятков поставщиков.

-А удалось вообще нанести штрих-код Data matrix на упаковку вашего товара?

-В-первый раз в типографии нам нанесли QR-код на упаковку рассыпчатого творога в пакетах. Со слов тестировщиков при сканировании этого кода процент считываемости составил примерно 60%. Также они зарисовали схемы фасовки на других линиях для планирования установки этого оборудования и уехали.

Второй раз приехали без оборудования, просто сфотографировали и уехали. Причем специалист, который приезжал во второй раз, не скрывал, что на упаковку для сметаны в стаканчиках, а также на пленочную упаковку у них пока нет никакого решения.

КОММЕНТАРИЙ:

У интеграторов может быть своя специализация, поэтому не совсем корректно спрашивать специалиста, который делает решение для считывания напечатанных в типографии кодов, про технологии нанесения. 

К настоящему времени ЦРПТ успешно протестировал технологии нанесения маркировки на все используемые молочной отрасли упаковочные материалы, включая картон, пластиковые крышки, полиэтиленовые пакеты, а также самые распространенные форм-факторы упаковки.

Для нанесения кодов на транспортную упаковку (пленку) специальной технологии не требуется. Можно распечатать наклейки на обычном принтере этикеток.

Процент считываемости не является исключительно показателем качества нанесения кода, нужно учитывать параметры сканера, версию программного обеспечения сканера, а также условия, в которых производится считывание, в частности, движение продукции, индивидуальное или групповое считывание.

— Неужели по окончанию этого пилотного проекта вам так и не предоставили никаких цифр, назвали хотя бы ориентировочные суммы ваших будущих затрат?

-Никаких данных нам не дали. Я со своей стороны нашел других “интеграторов”, кстати крупная фирма, которая занимается поставкой оборудования для нанесения маркировки, они мне посчитали… цены заоблачные.

Для сравнения: у нас 5 фасовочных автоматов для упаковки сливочного масла.

Этот автомат стоит от 1 млн. рублей до полутора миллиона рублей. Но на этот автомат я должен купить оборудование стоимостью примерно 5 млн. рублей! То есть мы обязаны будем купить принтер лазерный для нанесения QR-кода, потом сканер для считывания одной упаковки, сканер для считывания групповой упаковки, принтера для нанесения этикеток на групповую упаковку, сервер, программное обеспечение и прочее.

Я разговаривал на эту тему с руководителем и если не будет как-то субсидироваться, если не будет очень льготных кредитов, то затраты на маркировку будут для нас неподъемные. Мы это не сможем ни купить, ни установить. И так как у нас таких денег нет, то для нашего предприятия маркировка равносильна закрытию.

Ника, Вы поймите, что они нам даже на 1 линию не дали предложения, у нас этих линий больше 10. И это только мы говорим о единоразовых затратах на покупку оборудования. А ведь чтобы обслужить это оборудование нужны высококлассные специалисты — киповцы. А таких специалистов нам только для обслуживания этой системы нужно минимум 5. Вы же понимаете молоко — это не водка, если что-то сломалось или какая-то заминка, достаточно одного часа и всю продукцию придется утилизировать.

Плюс интеграторы сами говорят, что на каждую позицию, на каждую упаковочную линию, где у нас уже по 2-3 человека работает надо добавлять еще людей, которые будут выбраковывать ручным сканером, клеить этикетки и т. д.

В своем городе я общаюсь с сотрудниками других заводов и многие, даже не знают про маркировку. Они не то что не вошли в эту программу, но они просто никогда не слышали про маркировку молочной продукции. И некоторые от меня узнают, что осталось совсем чуть-чуть до дня Х.

КОММЕНТАРИЙ:

Наиболее экономичным способом маркировки для крупных и средних производств является печать кодов в типографии вместе со стандартной этикеткой продукции. Затраты в пересчёте на маркировку одной единицы продукции – меньше одной копейки (около 0,1 копейки).

Отдельного сканера для индивидуальной проверки кодов и второго для агрегации не требуется, обе операции – проверку индивидуальных кодов и считывания кодов агрегации с транспортной упаковки можно выполнять на одном участке.

Для нанесения кодов на транспортную упаковку (пленку) специальной технологии не требуется. Можно распечатать наклейки на обычном принтере этикеток. Коды маркировки для транспортной упаковки можно интегрировать в уже применяемые наклейки, дополнительной операции по наклеиванию маркировки не потребуется.

Лазерный принтер – это самое дорогое решение для прямого нанесения кодов на упаковку на производственной линии. Совершено не обязательно использовать именно его.

Если компания решит оборудовать производственную линию и наносить код прямо в процессе производства, инвестиции в пересчёте на маркировку одной единицы продукции составят порядка 4 копеек.

Для малых производителей стоимость комплекта оборудования из термотрансферного принтера этикеток и ручного сканера составит 15-25 тыс. рублей. 

Система маркировки не требует обязательной покупки отдельного сервера и ПО, она интегрируется с существующей системой АСУ ТП предприятия и бухгалтерской учетной системой. Большинство производителей таких систем предоставляет бесплатные обновления с функционалом маркировки.

Если до внедрения маркировки на небольшом предприятии не было АСУ ТП или ERP системы, или автоматизированной WMS системы управления складом, то не обязательно ее внедрять. Маркировка этого не требует. Достаточно будет интеграции с 1С.

По опыту ЦРПТ в молочной и других отраслях, раздувания штатов из-за маркировки не происходит. Нанимать 5 специалистов по КИП на 10 производственных линий – это много больше, чем достаточно.

Проектирование и расчет стоимости конкретного решения – это вопрос договорных отношений предприятия и поставщика, которого он выберет.

Также ЦРПТ не устанавливает каких-либо требований к аппаратному и программному решению по интеграции маркировки. Предприятие может выбрать то решение, которое считает оптимальным по производительности, функциональности и стоимости.

Непосредственно ЦРПТ не оказывает услуг по интеграции маркировки, но мы предоставляем возможность производителям выбрать из нескольких десятков поставщиков.

Опыт внедрения в других отраслях показывает, что чем раньше компания начинает, тем проще и дешевле получается техническое решение. Информация об эксперименте доступна всем, ЦРПТ ждет новые компании. Игнорировать это нельзя. Незнание закона не освобождает от ответственности.

-И что же Вы планируете делать? Ведь Медведев подписал постановление о принятии маркировки с 1 июня 2020 года… Кстати о Медведеве, у нас же сменился полностью кабмин Правительства, как считаете есть шанс отмены маркировки на молочку?  Надеемся, что в таком виде отменят.

Я вообще не представляю, как можно вводить маркировку если представители сами говорят, что даже для крупных заводов у них еще нет решений, что очень удивляет.  Я не говорю о каких-то индивидуальных и сложных упаковках. Но есть же 3-4 вида упаковки, которая присутствует практически на всех заводах.

КОММЕНТАРИЙ:

Решения есть и для производителей любого масштаба – от крупных молокозаводов до фермерских хозяйств – именно эти решения мы в рамках эксперимента адаптируются под конкретные предприятия. Все используемые в молочной отрасли упаковочные материалы и самые распространенные форм-факторы упаковки успешно протестированы.

-Константин, значит есть шанс что если маркировку не отменят, то хотя бы перенесут? Кстати Минпромторг уже озвучил предложение продлить эксперимент по маркировке молочной продукции на три месяца — по 31 мая 2020 года.

-Перед смертью не надышишься. Если все это ляжет на плечи небольших молочных предприятий, то многие закроются. Каждый QR-код стоит 50 копеек.

-Возможно для Вас это будет хорошая новость, что ЦРПТ планируют снизить стоимость с 50 копеек до 4 копеек за марку.

— Вот смотрите: у нас этикетка на бутылку молока стоит 50 копеек. Наш отдел снабжения несколько месяцев боролся за то, чтобы снизить цену на 2-3 копейки, для нас это существенно.  Вы представляете о каких цифрах идет речь? Без субсидирования лично для нас — это неподъемные деньги.

Далее для нанесения QR-кода на этикетки, автоматизации процессов считывания, необходимо установить дополнительное оборудование: допустим, добавить конвейер-накопитель, добавить отбракировщик, установить этикетировщик — для этого нужно помимо денег еще и место.  Вы поймите, что чисто физически нет возможности поставить дополнительное оборудование в помещение, где по проекту оно не предусмотрено.

КОММЕНТАРИЙ:

Продление эксперимента по маркировке – это техническая поправка для того, чтобы производители, которые уже интегрировались с системой могли получать коды в режиме эксперимента вплоть до наступления даты обязательной маркировки.

Стоимость кода маркировки для всех товаров зафиксирована в соглашении о ГЧП. Она составляет 50 коп. без НДС и не меняется в течение 15 лет. Стоимость нанесения кода варьируется, 4 копейки – это самый дорогой вариант для молока. Если печатать коды в типографии вместе с обычной этикеткой продукции, стоимость снижается до около 0,1 копейки на единицу продукции.

Перечисленное оборудование – дополнительный конвейер-накопитель, отбракировщик – не является обязательным для всех. Можно разработать другие решения. Именно для этого проводится эксперимент. ЦРПТ не настаивает на использовании каких-то определённых технологий или оборудования и не определяет их стоимость.

-Да, я согласна с вами. И всё-таки что Вы будете делать 1 июня этого года?

-Не знаю, но если у меня будет выходной, то уеду на дачу — мой собеседник смеется и затем продолжил.

Вот смотрите: заявка, закупка и поставка оборудования в среднем идет 4 — 5 месяцев. Плюс месяц на запуск. Казалось бы, мы уже должны были в конце декабря оплатить это оборудование, чтобы оно в конце апреля пришло, и месяц на то, чтобы мы собрали его, запустили и чтобы в июне оно заработало. Но в декабре мы ничего не оплачивали, и в конце января мы ничего не оплачивали, и я думаю, что в феврале мы тоже ничего не оплатим.

КОММЕНТАРИЙ:

Чем раньше компания начинает, тем проще и дешевле получается техническое решение. Если все делать в последний момент, естественно, что будет наценка за срочность. По нашему мнению, 4-5 месяцев – очень долго, такое может быть, если начинать в последний момент, когда интеграторы уже набрали заказов и возникла очередь на оборудование.

-Константин, а как ГИС “Меркурий” повлиял на работу “Курского молока”? Ведь о Меркурии тоже не лестно отзывались и была отсрочка для молочников на год, но все-таки в итоге пусть и в 2 этапа, но сделали подконтрольной всю готовую молочную продукцию.

-Меркурий несравним с маркировкой по финансовым затратам. Да много бумажной работы, там новое программное обеспечение, но повторюсь, что в нем нет таких финансовых затрат. Основное что пугает в маркировке — это оборудование, которое в 99% является импортным и если оно выйдет из строя, то по гарантии оно не поменяется в течение 2 дней. Отсюда вывод, что я должен на складе иметь дополнительно комплект запасного оборудования. Как уже говорил, что остановка нашей работы хотя бы на 1 час чревата большими проблемами.

КОММЕНТАРИЙ:

Это преувеличение. Ни в одной отрасли не практикуется 100% резервирование оборудования. Обычную линию по розливу молока отечественный производитель тоже не сможет заменить или починить за одни сутки. Кстати, производство оборудования для маркировки частично локализовано в России, так что ничто не мешает выбрать локального поставщика.

-Константин, а что нибудь положительное можете сказать о маркировке?

-Вы же понимаете что информация с QR-кода дублирует существующую информацию, которая  уже есть на этикетке, а также в отгрузочных документах, сертификатах. QR-код просто будет дублировать эту информацию, но зачем? Для чего? Не ясно.

КОММЕНТАРИЙ:

Код маркировки не дублирует информацию в сертификатах, накладных и на этикетке. Он выполняет принципиально другую функцию – обеспечивает поштучную физическую прослеживаемость каждой единицы продукта от производителя по торговой сети до момента реализации, что исключает любые махинации с отчётностью и вброс контрафакта. Маркировка делает сразу всю информацию о товаре доступной по одному клику и для надзорных органов, и для покупателя.

Также читайте на нашем сайте интервью с зам. генерального директора ЦРПТ Ревазом Юсуповым о новых возможностях, которые открывает маркировка бизнесу, а также развеял мифы о десятках миллиардов рублей, которые якобы связаны с внедрением новой системы прослеживаемости в молочной отрасли.

Ника Черемухина