Отставка Медведева. Будет ли отменена маркировка?

Изменится ли утвержденный приказ Дмитрия Медведева о маркировке новым премьер-министром Михаилом Мишустиным, каким он может стать. Мнение генерального директора ЗАО «АСП» Сергея Сергеевича Барышева.

8 ноября 2019 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение, утверждающее введение обязательной маркировки молочных продуктов, в частности, молоко, сливки, йогурты, кефир, сливочное масло, сыр и творог. Данный инцидент повлечет сельскохозяйственных предпринимателей еще к дополнительным затратам: 50 коп. за марку и закупке доп. оборудования. Бизнес сообществом были подняты основные вопросы: необходимое оборудование и его цена, стоимость оборудования в лизинг, введение градационной стоимости марки на разные товары и др. Несмотря на общественное мнение по этой проблеме, указ был подписан Дмитрием Медведевым, проигнорировав его.

15 января 2020 года после послания Президента Владимира Путина Дмитрий Медведев объявил, что Правительство России в полном составе уходит в отставку. На должность премьер-министра 16 января уже утвердили нового кандидата — экс-руководителя Федеральной налоговой службы РФ — Михаила Мишустина. Наладится ли диалог с обществом, что при Дмитрии Медведеве не произошло? Сумеет ли наше новое правительство научиться принимать взвешенные решения? Теперь основной вопрос — отменит ли маркировку или внесет в нее значительные изменения новый премьер-министр РФ? На эти и другие волнующие вопросы выскажет свое мнение генеральный директор ЗАО «АСП» Сергей Сергеевич Барышев.

— Сергей, добрый день. Как Вы думаете, прислушается ли новый премьер-министр Михаил Мишустин к бизнес сообществу и отменит ли маркировку.

— Добрый день. Касательно отмены маркировки — скорее нет, ее не отменят, но возможно будет диалог, которого не было при Дмитрии Медведеве и этот диалог хотя бы внесет какую-то ясность: как должна запускаться маркировка, возможно введут градацию стоимости для разных категорий товаров, потому что есть высокорентабельные и низкорентабельные товары и, соответственно, на низкорентабельные товары вводить дополнительную финансовую нагрузку очень сложно. Почему не отменят — потому, что наше правительство взяло вектор на информатизацию и прозрачность, а Мишустин славится тем, что внедрял много информационных систем, способствовал информатизации, но при этом вел диалог, была какая-то обратная связь. Это его характеризует как достаточно жесткого управленца, который в целом прислушивается к вопросам и реализует задачи уже в более прозрачном и работающем инструменте. Поэтому скорее всего маркировка будет принята, возможно ее могут отложить для того, чтобы внести какие-то поправки и надеюсь, что градационная шкала поможет отделить высокорентабельные товары и низкорентабельные.

— В своем интервью Вы говорили, что маркировка в данном виде выглядит как завуалированный НДС. Нам известно, что Михаил Мишустин занимался проблемой необоснованного возврата НДС. Если он не отменит маркировку, то сможет ли ее правильно воплотить.

— Здесь сравнение с НДС является косвенным. Она очень похожа, в том числе и по структуре затрат. Но при этом маркировка изначально вводилась, чтобы контролировать оборот товара и весь товар, который выпускается и продается, контролировать акцизы. Задача пищевой отрасли, которая декларируется — это контроль фальсификата, который в целом маркировка не решает, она решает — чтобы на всех товарах была марка, каждый товар участвовал в товарообороте и не было нелегального товарооборота для того, чтобы повысить собираемость налогов.

Другой вопрос, фальсификат она контролировать не может, этим занимается сейчас Меркурий, причем достаточно успешно. Для разных товаров, у которых стоимость может быть 20-30 руб. и наценка 5-10%, вводить 50 коп. или даже 40 коп. — уже накладно. Именно эти товары — массового потребления — нужно категоризировать. Еще вопрос — как ограничить возможность дополнительной, сверх стоимости марки, отчисления государству. Если брать сигареты, то там есть акцизы, но еще стоит вопрос, чтобы к этой маркировке добавить стоимость, которую будет начислять Минпромторг с учетом как бы “двойных акциз”. Для молочки — если они будут платить 50 коп. — это можно сравнить с одним процентом НДС, то есть он будет не 20%, а фактически 21%, что соответственно всех предпринимателей и пугает, еще и финансовые затраты, которые могут расти.

Диалог со стороны Дмитрия Медведева был проигнорирован, как только сообщество стало предлагать свои варианты решения, какие-то обсуждения, и дошло все до точки кипения — как, его нужно было решать. Вопрос решился просто — подписанием приказа со стороны Дмитрия Медведева. Послание Президента Путина давало посыл, что Правительство и гос. служащие должны получать эту обратную связь, на основании этой обратной связи строить диалог с обществом и находить компромиссы.

— Исходя из всего этого убытки понесет малый и средний бизнес, а также вырастут цены для потребителей, какая будет выгода для потребителей.

— Это нагрузка будет и для крупного, и для малого бизнеса. Крупные предприятия, которые производят молочные продукты, если все останется в том же виде, только в месяц будут платить десятки миллионов, а некоторые и более, затраты будут большие и в структуру своих затрат эти предприятия полностью вставить не смогут, соответственно на 50 коп., на 1 руб. все товары могут подорожать на первый период. Для потребителей это будет понимание: где товар производился, с помощью Меркурия из чего производился. Государство повысит собираемость налогов. Если быть откровенным — это просто пополнение казны, которая позволит их вкладывать в социальные сферы, материнский капитал и др. Если маркировка будет запущена в качественном варианте и будет как качественный инструмент, а не просто сбор налогов, она позволит в течение полугода — года снизить затраты на логистику и обработку данных товаров.

Единая маркировка упрощает сборку товаров, логистику товаров, утверждение сроков, будет меньше просрочки, товар будет быстрее двигаться, меньше выбрасываться, но для этого нужна система, которая должна работать по всей цепочке от ЦРПТ как оператора маркировки, для розницы, логистических цепей, чтобы они могли свои затраты окупить. Для этого, чтобы каждый не изобретал свой велосипед, необходимо запустить общую механику, которая позволит рынку увидеть, где он может экономить, сейчас же такой системы нет и это тоже один из вопросов, который можно вынести на обсуждение — когда, за счет чего можно экономить и как.

— В плане нашего рынка все понятно, а как это повлияет на экспортный товар.

Здесь тоже до конца не ясно. Этот вопрос задавали по поводу маркировки одежды и лекарств. У нас тоннами заказывают вещи из Китая, и их логистические компании на входе просто физически не смогут обеспечить, чтобы они при входе в Россию маркировались. Это настолько усложнит их логистику и увеличит затраты, что полностью придется пересмотреть систему работы. И это будет некий хаос, когда она введется. Я четкого ответа не услышал и четкой формулировки не было, может сам ЦРПТ уже предлагал какие-то варианты решения. Но опять, все критикуют закрытость принятия решений и закрытость решения проблем.

Большинство из бизнес сообщества не знают и не понимают: как эти проблемы решаются, планируют ли их решать, или что-то спускают, собирают деньги, и бизнес уже должен сам выкручиваться. Нет дискуссии, не учитываются все узкие моменты. Мы стоим на пороге того, что можем называться полноценным демократическим обществом, в котором должны совместно учитывать все потребности, всех слоев населения и бизнеса в том числе.

— На Ваш взгляд, успеет ли решиться проблема маркировки молочной продукции до начала ее принятия, до 1 июня 2020 года.

Интересный вопрос. Я точно не знаю, но в данный момент этим вопросом задалось все бизнес сообщество и ждет действительно какого-то решения своей проблемы. И будет уже понятно, были ли слова Путина действительными в плане диалога или это была только формальность заявления. Это очень сильный вызов как и правительству, так и новому министру. Второй момент, в прошлом году люди собирали петиции и письма с заявлением о проблематике маркировки. Здесь необходимо сесть за стол переговоров с бизнес сообществом и выработать те правила, в которых маркировка будет работать уже на пользу бизнеса, а не на его ущемление. Надо пояснить бизнес сообществу — в каком варианте понесенные затраты возможно окупить, за какое время и как, ввод градационной шкалы, в которой говорится о разной категории товаров, как будет происходить покупка оборудования для малого бизнеса — эти вопросы должны быть обсуждены и не запущены.

В данный момент очень мало времени, чтобы это реализовалось. В перспективах внедрение маркировки должны перенести, чтобы успеть обсудить эти вопросы и чтобы бизнес сообщество могло подготовиться к этому. Если за месяц, за два будет сформулировано, то, по-моему мнению, можно запускать маркировку, если все поймут как двигаться. Если компромисса не будет — тогда откладывать на тот период, пока не утвердимся. Та информация, которая освещается в СМИ — она не прозрачна. Будем ждать, что будет делать Мишустин.

— Благодарю за беседу.

    Даниэль Карпова