Домашние животные под угрозой — проблема в маркетлейсах и кормах

Почему от купленных на маркетплейсах кормов у домашних животных возникают аллергии и расстройства желудка? Кто даст их хозяевам гарантии в качестве и безопасности продукции?

Рынок закрыт, но лазейки находят
У москвички Ирины Захаровой живёт британец Паша. Красавец, умница. Но ему уже 14 лет, и с почками начались проблемы. Ветеринар посоветовала специальный корм. Ирина тут же нашла его в интернете и хотела было заказать. Но позвонила доктору уточнить детали, и та остановила её, объяснив: никакой гарантии, что привезут тот самый корм, нет.

Беззаветно любящая своего кота хозяйка долго обзванивала магазины в разных концах Москвы и за МКАД, а потом ездила и покупала оставшиеся пачки, чтобы сделать запас хотя бы на несколько месяцев. Дело в том, что производитель этого корма ушёл из России. Но почему тогда в обычных магазинах он заканчивается, а на маркетплейсах продается в любых количествах?

У Анатолия Писаренко из Воронежа своя любимица — весёлый померанский шпиц, а точнее, шпица Дуся. Жена умерла, дети разъехались, она — единственное его близкое существо. За 6 лет вкусы и привычки устоялись, Анатолий знает, каким кормом радовать Дусю, а какой следует периодически давать по рекомендации ветеринара в целях профилактики.

Конечно, удобнее заказывать в интернете. Но стал хозяин замечать, что Дуся ест уже без удовольствия и шерсть у неё посыпалась. Поизучал вопрос на просторах интернета и обнаружил: подозрения и даже уверенность в плохом качестве кормов возникли у многих хозяев домашних питомцев — изменились запах, консистенция некоторых хорошо знакомых кормов. Да и животные подчас отказываются их есть.

Росельхознадзор сообщает, что в прошлом году выявил 149 случаев несоответствия сырьевому составу, показателям качества и безопасности, причём 7 из них — это обнаружение в составе корма ГМО. В нынешнем году только за первый месяц было выявлено 5 случаев нарушений, 4 из них — ГМО в кормах производства Италии и Турции. Напомним, что ещё в 2021 году ведомство запретило ввоз в нашу страну кормов целого ряда европейских производителей именно по причине наличия в них неизвестных ГМО-компонентов.

Однако рынок в России ёмкий, и попасть сюда пытаются разными путями, в том числе нелегальными. В конце августа Северо-Западное таможенное управление сообщило, что выборгские таможенники не пустили в страну партию кормов для собак и кошек: 1768 упаковок общим весом 21,5 тонны. Перевозчик предъявил документы, по которым страной происхождения является Италия. Однако, согласно маркировкам на упаковках, его производитель — из Германии, один из тех, чья продукция под запретом на ввоз с мая 2021-го.

Кто торгует подделками?
Прошедшим летом Россельхознадзор приостановил ввоз кормов для мелких домашних животных (за некоторыми исключениями) из Великобритании, Германии, Испании, Канады, Нидерландов, США, Бельгии, Польши, Латвии, Литвы, Чехии, Эстонии, Болгарии, Франции, Италии.

«Вместе с тем Россельхознадзор фиксирует открытые предложения о реализации запрещённых кормов и кормовых добавок для домашних животных гражданам через крупные интернет-магазины, такие как Wildberries и Ozon», — сообщает ведомство.

Помимо этого, у многих хозяев домашних животных, судя по обсуждениям на форумах, нет уверенности в том, что содержимое купленных в интернете упаковок является продукцией тех производителей, чьи этикетки на них наклеены. И если уже российские производители находят подделки своих брендов, то что говорить об импортных кормах.

В начале сентября на стене компании «Зоогурман» в соцсети появилось сообщение: «Уважаемые покупатели и наши друзья, нами найдена подделка кормов ЗООГУРМАН! Просим вам остерегаться данного продавца на WB — здесь нет наших кормов, всё — подделка».

Производитель пишет, что корм светлый и весь в крошках — это говорит о его низком качестве. Торгуют подделкой на маркетплейсе два продавца, и оба — из Минска.

Россельхознадзор также определяет территориальную принадлежность недобросовестных продавцов. Предложения идут, по его данным, с торговых интернет-площадок Белоруссии. Ведомство предупреждает, что такие корма не имеют необходимых ветеринарных документов. А значит, их качество и безопасность никак не подтверждены.

Где брать?
«Корма для животных требуют жесточайшего поддержания постоянства состава. Иначе меняется вкус корма и его восприятие коротким кишечником плотоядных, который „заточен“ под достаточно однообразный корм под названием „жертва охоты“», — объясняет ветеринарный врач, преподаватель РУДН Наталья Трошина.

Это потому, что в природе они питаются мышками, лягушками или птичками, которые свой химический состав не меняют. Понимая это, серьёзные производители держат состав своих кормов постоянным многие годы. И потому подделать хороший корм непросто.

«Упаковку подделать можно, но организм четвероногого потребителя провести сложно. Питомец просто откажется есть неподходящий корм или выдаст расстройство пищеварения или аллергию», — добавляет Трошина.

Другой вопрос: а что делать? Где брать корма надлежащего качества? Готовить еду своим любимицам, если есть время, а главное — понимать, как это правильно делать, чтобы животное получало все витамины и минералы. Но, понятное дело, далеко не всем это подходит. А значит, покупать надо в проверенных местах, куда к тому же всегда можно обратиться с претензией.

Участники товарной цепи
Покупатель в интернете оказывается в этой ситуации во многом самым бесправным. Он даже с претензией не может никуда обратиться — даже в том случае, если обошёлся без доставки и забирал корм в пункте выдачи товаров.

В пункте за качество не отвечают — только выдают товары. Производитель далеко, да и адрес на этикетке может быть липовый. А маркетплейс шлёт одинаковые автоматические ответы на все обращения, предлагая обратиться к продавцу.

Правда, в Минпромторге напоминают, что устранённость маркетплейсов от ответственности за выставляемые на продажу товары уже в прошлом. Ранее они могли не признавать себя участниками оборота товаров, заявляя, что оказывают исключительно логистические услуги. Но теперь уже признано: помимо функций онлайн-витрины, они оказывают услуги складского хранения, предпродажной подготовки, реализации товара конечному потребителю, приёма у него денежных средств, т. е. фактически являются участниками товарной цепи.

Поэтому в конце августа министерство разработало проект постановления Правительства РФ, предусматривающего ответственность электронных торговых площадок за хранение и реализацию всех маркируемых товаров при нарушениях правил обязательной цифровой маркировки. Сейчас этот проект проходит обязательные регламентные процедуры. В ведомстве напомнили, что с 1 марта для маркетплейсов уже введена такая ответственность за оборот маркируемых товаров лёгкой промышленности. Там уверены, что после того, как постановление будет принято, доля нелегального оборота товаров на маркетплейсах снизится.

Мы обратились в три самых крупных маркетплейса — «Вайлдбериз», «Яндекс Маркет» и «Озон» — с просьбой о комментарии. Первый проигнорировал обращение, второй, выдержав паузу, сообщил, что отказывается от комментария. Готовность к публичному обсуждению проблемы продемонстрировал только «Озон».

Пресс-служба маркетплейса разъяснила, что продажа контрафактных товаров, в том числе кормов для животных, на площадке запрещена.

«Чтобы предотвратить их продажу, мы используем целый комплекс мер — проверяем товары на этапе модерации с помощью моделей машинного обучения, а также вручную. При проверке товаров Ozon изучает целый комплекс критериев, включая отзывы клиентов, цену, фото, характеристики и многое другое», — сообщили нам.

Помимо этого, для работы с правообладателями доступен инструмент «Кабинет бренда». С его помощью представители компаний могут проверять все карточки продавцов, которые торгуют товарами бренда, и при подозрениях заявлять о подделке. Этим инструментом, по данным компании, пользуется более 12 тыс. правообладателей, включая крупнейших производителей кормов для животных.

«Меркурий» всё отследит
Хорошо, конечно, что маркетплейс создал свою систему контроля качества товаров, но всё же для мошенников это не преграда.

Другое дело федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Меркурий», которая может отследить всю цепочку производства кормов: где, кто, когда, из каких ингредиентов и так далее.

Сделано это для того, чтобы создать единую информационную среду для ветеринарии и усилить биологическую и пищевую безопасность. Всю информацию из этой системы отслеживает Россельхознадзор.

С 2018 года с «Меркурием» обязаны работать все участники оборота продукции: производители, импортёры, экспедиторы, ретейлеры и предприятия общественного питания. Но не маркетплейсы. Оказывается, в отличие от обычных розничных магазинов, они с ней не работают. То есть продукция в обычных зоомагазинах отслеживается и контролируется, а в интернет-магазинах — нет?

Как ответили «АиФ» в Россельхознадзоре, «не факт, что все продавцы на маркетплейсах незарегистрированы в системе „Меркурий“. Например, крупные сети по продаже кормов и зооаксессуаров успешно оформляют ветеринарные сопроводительные документы (ВСД)».

Но речь-то идёт как раз не о крупных сетях, а о небольших интернет-магазинах, дотянуться до которых нет возможности ни у владельца питомца, купившего некачественный корм, ни даже у контрольного органа (если торговля ведётся из другой страны). На прямом контакте с ними только маркетплейсы, где система «Меркурий» не работает, а должна бы, потому что количество подделок станет намного меньше.

Кстати
В мае этого года Россельзознадзор сообщил, что 50% поступающих в ведомство обращений о незаконной торговле лекарственными препаратами для животных также касаются продажи через маркетплейсы. И рекомендовал этим торговым площадкам размещать сведения о номере и дате лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, наименовании продавца, его ИНН и ОГРН, а также регулярно проверять наличие действующей лицензии.

Ранее Россельхознадзор ввел систему ФГИС Меркурий, которая была создана для электронной сертификации грузов, подлежащих госветнадзору, а также для отслеживания их перемещения по территории Российской Федерации. Главная цель внедрения системы заключается в создании единой информационной среды для ветеринарии и обеспечении повышенной биологической и пищевой безопасности.

Источник: Аргументы и Факты

Источник: Россельхознадзор

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять