V Молочный форум — день второй. Итоги

Более двух с половиной тысяч посетителей приняли участие в Молочном форуме (г. Красногорск) из 54 регионов, порядка 30 разных стран.

Про первый день форума мы писали здесь.

Второй день форума был не менее насыщенным на выступления и заявления, но про ГИС Меркурий в отличие от первого дня форума, сказали лишь мельком.

Марина Петрова, Генеральный директор «Petrova 5 Consulting»: «Нужна четкая маркировка и терминология — если все СМИ натравить на то, что такое  молокосодержащие продукты, сыроподобные — через полгода все потребители будут знать, в чем отличия и как купить нормальное молоко. Кроме того, Петрова вспоминает про «Меркурий» — сейчас конец ноября, вернуть его планируют в апреле — снова вернуться к нему за такой период не получится, а потом опять РСХН будут винить всех в бездействии».

Ключевые темы второго дня были: Какую роль играет бизнес в формировании культуры потребления молочных продуктов? Какие возможности есть у государства для стимулирования спроса на молочную продукцию? Фальсификат: на сколько данная проблема действительно актуальна для конечного потребителя? Где чаще всего встречается фальсификат? Какие потребительские тренды будут определять развитие продуктовой линейки в ближайшие годы? Какие тезисы должны лечь в основу стратегии защиты и продвижения молока? А также — Какова роль молочной продукции в органическом сегменте сельского хозяйства? Сертификация органической продукции: международный опыт. Какой будет система сертификации в России? И другие.

Насчет ситуации с органикой рассказал Олег Мироненко: Объем производства органической продукции в России составляет 0,02% от мирового, это 25-30 млн евро. Потребляет органику около 1% населения России, хотя перспективы у рынка очень большие. У нас 280 тыс га сертифицированных земель, по этому показателю мы занимаем 14 место в мире. Тем не менее, количество сертифицированных компаний — около 90, это едва превышает пять сотых процента. Законопроект является оценочным, он основан на системе отсылок, в основном — к национальным стандартам. Если вы хотите попасть на полку магазина, вы должны сертифицироваться у аккредитованной компании и попасть в реестр. Органический знак пока не разработан, планируют сделать к концу следующего года. На сегодняшний день российская продукция не может свободно выходить ни на один из международных рынков. Полное взаимопризнание может случиться уже в ближайшие годы, по крайней мере, с Европой заключить соглашение будет возможно уже в 2019.

Елена Воронцова из «Азбуки Вкуса»: Сеть ведет работу с недобросовестными производителями, которые ставят на продукцию ненастоящую маркировку био-, эко- и т.д., каждый должен предоставить сертификацию — российскую или европейскую. Проблемы есть с ценой — настоящая органика в среднем стоит в три раза дороже обычной продукции, поэтому потребитель пока не готов делать выбор в ее пользу. Вопрос с ценой не будет решен, пока на рынке не будет достаточного числа производителей.

Андрей Лысенков из Роскачества: Роскачество планирует запустить органическое направление сертификации в январе — она будет работать как для производителей, так и для потребителей. Российские молочники получают господдержку, только если увеличивают надои и снижают себестоимость — об этом говорили вчера на пленарке. Получается, что вопросы качества никто должным образом не поощряет — для органики это проблема. Цена на органическое молоко должна быть не менее 50 рублей за литр, без такой себестоимости производители не смогут нормально развиваться.

Также на форуме была озвучена самая падающая категория в молоке — традиционный сегмент: молоко, сливочное масло, кефир. Растущие сегменты — густые питьевые йогурты (7% в денежном выражении и 5% в объемах). Йогурты позиционируются как продукт ЗОЖ, что можно связать с трендами.

Вартан Аветов рассказал о пользе молока А2:  Главные отличия А2 молока от обычного. Если вы не знаете про А2 (что маловероятно), то спикер говорит о его полезности, потому что оно легче усваивается, приемлемо при непереносимости, кишечных заболеваниях, а также не выделяет БКМ 7 и не нарушает процессы пищеварения. С помощью генетических тестов отбирают коров, которые дают молоко без бета-казеина А1. После селекции они доятся отдельно от обычных, молоко пастеризуют, перерабатывают далее в другие продукты бренда А2 (или реализуют питьевое в бутылках).

Интересное опасение высказала Ольга Панова: Если не отдать ребенка в институт, он станет блогером. По ее мнению, блогеры в интернете распространяют недостоверную информацию о молоке, пишут там, что оно чуть ли не рак вызывает.

Также прозвучало в зале и то, что «Нужно продавать не молоко и сыр, а пиццу и каппучино. Нужно смотреть на нетрадиционные сегменты. Потребление традиционных категорий падает во всех странах». Петрова говорит, что не согласна с Мищенко, по ее словам, сначала нужно довести норму потребления молока хотя бы до среднемирового значения.»

Примечательно, что в первый день форума состоялось подписание 14 инвестиционных соглашений, направленных на привлечение дополнительных средств в развитие молочной отрасли Подмосковья. Общий объем инвестиций оценивается на уровне 7 млрд. рублей. На территории региона планируется реализация проектов по строительству животноводческой, козьей, молочно-товарной ферм, обеспечению товаропроизводителей сельскохозяйственным оборудованием и техникой, производству цельномолочной продукции и сыра, переработке молока, созданию модульных сыроварен.

Ника Виноградова

Источники: DairyNews.ruMilknews.ru