Кто получил самую большую отсрочку в маркировке товара – ч.2

Чем дальше в лес, тем больше дров. Волна переноса сроков внедрения маркировки окатила не только фармацевтику и обувь, но и легкую промышленность, духи, шины и покрышки, фототовары. И если сначала виднелись слабые параллели, то теперь можно выявить определенную закономерность.  Действительно ли перенос маркировки – “карма” для всех товаров, и ждет ли эта участь молочную продукцию?

Война войной, а маркировка – по расписанию?

Еще 28 апреля 2018 года Правительством РФ было подписано Распоряжение об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками. Согласно данному перечню и планам правительства, 1 декабря 2019 года маркировка должна была утвердиться на следующие товары:

  • Духи и туалетная вода;
  • Шины и покрышки пневматические резиновые новые;
  • Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
  • Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
  • Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков;
  • Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек;
  • Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

Перенос сроков маркировки товаров легкой промышленности

С 27 июня по 30 ноября 2019 года длился пилотный проект по маркировке одежды, участие в котором принимали крупные ритейлеры (такие как Zara, Детский Мир, H&M, Zenden, Ikea, Ашан, Adidas, Снежная королева, Спортмастер и др.) и производители сектора лёгкой промышленности. На тот момент прогнозы по срокам были таковы: регистрация с 01.12.2019 по 01.04.2020г.; маркировка остатков с 01.04.2020 по 01.08.2020г; ЗАПРЕТ на продажу немаркированной одежды с 01 августа 2020 года. Однако сроки обязательного внедрения маркировки позже были изменены в последний момент. В конце декабря вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 г. № 1956.

В документе обозначены несколько этапов перехода на систему маркировки для участников оборота товаров легкой промышленности, и мы уже видим, что сроки перенесли на более поздние даты: с 1 января 2021 г. вносить в систему сведения по маркировке товаров ЛП (коды 14.11.10, 14.14.13, 14.13.21, 14.13.31, 13.92.12, 13.92.13 и 13.92.14). и коды 4203 10 000, 6106, 6201, 6202 и 6302 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Теперь стало ясно, что нанесение маркировки для всех перечисленных товаров легкой промышленности должно стать обязательным уже гораздо позже –  с 1 января 2021 г. (до 1 февраля 2021 г. осуществляют маркировку товаров легкой промышленности, ввезенных в Российскую Федерацию после 1 января 2021 г., но приобретенных до 1 января 2021 г., и представляют сведения о маркировке таких товаров легкой промышленности). Разница составляет почти целый год, и дальше – больше.

Перенос сроков маркировки духов и туалетной воды

Согласно утвержденным правилам Правительства РФ от 31.12.19 № 1957. участники оборота указанной продукции обязаны:

  • до 31 марта 2020 года включительно, либо с 1 апреля 2020 года в течение 7 дней зарегистрироваться в системе;
  • с 1 октября 2020 года вносить в информационную систему сведения о маркировке;
  • при наличии по состоянию на 1 октября 2020 года нереализованной парфюмерной продукции реализовывать ее до 30 сентября 2021 года без маркировки.

Перенос сроков маркировки Шин и покрышек

Шины и Порядок маркировки произведенных и ввезенных шин установлен постановлением Правительства от 31.12.19 № 1958. Согласно утвержденным правилам, участники оборота шин должны:

  • с 1 ноября 2020 года вносить в информационную систему сведения о маркировке;
  • при наличии по состоянию на 15 декабря 2020 года нереализованных шин, промаркировать их до 1 марта 2021 года и представить сведения в систему;
  • до 15 декабря 2020 года осуществить маркировку средствами идентификации шин, ввезенных в РФ после 1 ноября 2020 года.

Перенос сроков фототоваров

Правила маркировки фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек утверждены постановлением Правительства от 31.12.19 № 1953. Участники оборота обязаны:

  • до 29 февраля 2020 года включительно, либо после этой даты в течение 7 дней зарегистрироваться в системе;
  • с 1 октября 2020 года вносить в информационную систему сведения о маркировке;
  • до 1 ноября 2020 года промаркировать товары, ввезенные в РФ после 1 октября 2020 года, но приобретенные до этой даты.

Скупой платит дважды. Или трижды?

Забыл промаркировать? Плати штраф. Для ИП он составляет от 20 000 до 30 000 рублей, для организаций штраф от 100 000 до 300 000 рублей. Если причинён вред потребителю — сумма штрафа увеличится в три раза. Если обнаружена партия товара в крупном размере, то Законом РФ предусмотрен срок лишения свободы до 6 лет на непромаркированную продукцию со штрафом 500 тыс.руб. Но все эти цифры ничтожно малы на фоне того, сколько затрат  потребуется на маркировку.

Полная неготовность 

Проекты правил маркировки уже обсуждались публично, некоторые участники – крупные производители промышленных товаров – отзывались положительно. Однако Минэкономразвития дало отрицательное заключение правилам по маркировке товаров легкой промышленности, фототоваров и шин, после чего эта участь распространилась и на парфюмерию. Вот мы и подошли к причине, почему на товары с утвержденными дедлайнами действует “карма отсрочки маркировки”.

Кроме того, изначально проблема маркировки товаров легкой промышленности заключалась еще и в том, что в перечень попали товары, которые в принципе не могут быть подделаны. Между прочим, исключение возможности контрафакта – основная цель маркировки, по заявлениям ЦРПТ и Минпромторга. Такие труднопроизводимые товары, как электроника, бытовая техника и строительные электроинструменты явно не учитывались при создании электронной системы мониторинга. 
Впрочем, производители нашли этому разъяснение: мол, маркировка нужна не только для защиты от контрафакта, но и для прослеживаемости движения импортных товаров.

Нельзя избежать и проблемных, даже абсурдных ситуаций с маркировкой. Например, ее создатели не учли все нюансы сферы парфюмерии, такие, как пробники духов. Пробник – это такой же товар, на который наносится маркировка, в том числе информация для потребителя, которая должна быть на любом товаре. Но пробник не продается, а система маркировки предполагает, что процесс движения товара в системе завершается, когда он продается конечному покупателю. Получается, что маркировка есть, а продажи – нет. Отсюда и вероятный рост цен на импортную парфюмерную продукцию.

Подобные несоответствия рискуют возникнуть и в “молочной” ситуации: многие опасаются, что товар с низким сроком годности не выдержит маркировочной гильотины. Так существует ли возможность, что маркировку товаров молочной продукции так же перенесут, учитывая предыдущий опыт и все тонкости молочного бизнеса, парадоксы и колоссальные затраты? Если маркировку не собираются отменять, так может, хотя бы дадут молочникам время на перестройку? Выявленная закономерность просится ответить “да”, но на деле покажут только практика и попытки повлиять на ситуацию, а за развитием всех последних событий будет внимательно следить редакция ASP News.

Елизавета Ушань